Search

Какие компании точно выживут после пандемии?

1300

В мире вовсю бушует пандемия коронавируса, от которой уже пострадали миллионы человек. И я сейчас говорю не только про тех, кто заразился, но и также про тех, кто потерял работу, попал под сокращение заработной платы или вовсе больше не может вести бизнес. Настолько сильного удара мировая экономика давно не испытывала, даже во время финансового кризиса 2008 года. За последние три недели почти 17 миллионов американцев подали заявки на пособие по безработице; для сравнения — за год таких запросов обычно подается 10-11 миллионов, не больше. И это еще пока нет статистики по потерям бизнесов, но, поверьте, там ситуация не лучше. Может ли хоть кто-то что-либо выиграть от этой пандемии?

После пандемии таких вывесок станет еще больше

Оставим производителей медицинских масок, ИВЛ и аптеки — понятно, что в это время у них работы очень много, и закрываться в медицинских отраслях сейчас никто не будет. Другое дело — бизнес, который работает офлайн. Это кафе, рестораны, небольшие магазины (не продуктовые), различные сферы услуг. Даже если бы страны не закрывали такие заведения, они бы все равно столкнулись с большими трудностями: большинство жителей сидят по домам и предпочитают лишний раз ни с кем не контактировать. В такое время держать тот же ресторан открытым для посетителей просто нет смысла — целесообразнее сосредоточить усилия на доставке. И здесь я плавно подхожу к тем, кто, несмотря на все проблемы, не просто сможет пережить пандемию, но и даже кое-что от этого выиграет.

В первую очередь это сервисы по доставке продуктов, техники и любых других товаров. Если говорить про США, то в том же Нью-Йорке (и не только) подобные сервисы работают на износ. Джефф Безос, глава Amazon — главной платформы доставки в Америке — говорит, что компания еле справляется с нагрузкой, поэтому в скором времени хочет нанять еще 100 000 курьеров. Вы можете себе представить? Когда все компании сокращают сотрудников, Amazon может себе позволить такую роскошь. «Работа на износ» звучит, конечно, не очень, но давайте не будем забывать, что в случае с Amazon это все деньги. ОГРОМНЫЕ деньги.

Именно поэтому спрос на Uber Eats за последнее время взлетел на небывалые 30%. А различные сервисы по доставке товаров начинают называть себя бизнесом федерального масштаба и увеличивают штат, чтобы, например, развозить вино! Всего за пару недель многие из них стали миллионерами (а то и миллиардерами), и судя по тому, что в США картина пока никак не улучшается, они продолжат наращивать свое состояние. Все равно рано или поздно все это закончится, а создатели таких сервисов будут обеспечены до конца жизни.

Сейчас курьеры — самые влиятельные люди

Аналогичную картину можно наблюдать и в России. Я часто заказываю продукты и товары в различных сервисах типа Ozon или «Деликатеска», и было время, когда доставку приходилось ждать по несколько дней. Иногда часть продуктов вообще не привозили или приходилось делать заказ в определенные часы (прямо как в Испании, где для того, чтобы тебе привезли продукты с Amazon, надо делать заказ в 00:00). Я понимаю, что сервисы просто не справляются с наплывом заказов от тех, кто сейчас сидит дома. Но другая часть меня осознает, что все это для них ДЕНЬГИ. И если бы не было всей этой ситуации, их прибыль по итогам прошлого месяца была бы в десятки раз меньше.

Еще одна категория компаний, у которой точно не будет проблем — все, кто занимаются онлайн-бизнесом. Взять тот же сервис видеоконференций Zoom, про который еще два месяца назад знали только офисные клерки. Сейчас это чуть ли не основной способ коммуникации во время пандемии. А Google Glassroom, на который перешли многие российские школы? Спрос растет до колоссальных значений. В марте активная дневная аудитория сервиса для совместной онлайн-работы Microsoft Teams выросла с 32 миллионов до 44 миллионов человек всего за неделю! И продолжает расти огромными темпами. Уже побит рекорд разговоров с помощью этого сервиса — люди проговорили почти 3 миллиарда минут всего за день!

Так проходят уроки у детей одного из авторов AppleInsider.ru

Не говоря уже про индустрию развлечений, которая тоже на подъеме — от стриминговых сервисов с музыкой и фильмами до игр, в которые стали играть в 3, а то и в 5 раз чаще! Можно было представить это до пандемии? Разве что в рождественские праздники. А теперь это происходит постоянно, и конец этого роста пока никто не видит. Очевидно, у таких компаний все будет «в шоколаде» во время и после пандемии коронавируса.

Что будет после пандемии

Офлайн-бизнес сейчас под наибольшей угрозой

А что, вполне. Вон сервис Wildberries (вы наверняка его знаете, это что-то типа Amazon, но с меньшим ассортиментом) трудоустроил 3 000 человек за 2 недели. У них явно нет проблем с деньгами, зато есть проблема с кадрами. Как и у сервисов типа «Беру» и других маркетплейсов.

Кто еще точно выживет после пандемии? Конечно же, IT-компании, все, чей бизнес уходит в онлайн. В России к таким компания можно отнести Яндекс и Mail.ru. На карантине их сервисами пользуются гораздо больше людей, которые, опять же, обеспечивают корпорации дополнительной прибылью. Та же «Яндекс.Еда» пользуется большим спросом, сервисы по онлайн-приему врачей и многие другие. Сейчас на улице явно кризис, а в кризис выживают те, у кого больше «подкожного жира», а российские IT-компании копили этот «жир» в течение долгих лет.

Ну и не стоит забывать, что даже в случае проблем именно крупным компаниям помогают в первую очередь — можно вспомнить, какие банки получали господдержку во времена финансового кризиса. Не так давно специально для этого был обновлен список системообразующих организаций экономики РФ, куда вошли не только Яндекс и Mail.Ru Group, но и даже интернет-операторы и другие крупные IT-компании. Малому и среднему бизнесу в некоторых странах тоже помогают, но и у них ресурсы не безграничные.

Этим компаниям государство будет помогать в первую очередь

Так что после пандемии будет многое — закроются кафе и рестораны (которые еще держатся на плаву), онлайн и офлайн магазины, но никому не приходит в голову, что что-то серьезное случится с Яндексом, Wildberries или Сбербанком. В мире давно хотели сделать менее влиятельными самые крупные технологические компании, но поскольку именно эти компании выживут во время кризиса, по итогу они станут только сильнее.

Источник




Добавить комментарий