С тех пор, как братья Люмьер показали миру свое знаменитое «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» в 1886 году, кинематограф изменился до неузнаваемости. Сначала научились снимать с декорациями, потом появились простейшие эффекты. С приходом компьютерных технологий киношники научились снимать на зеленом фоне, который заменялся на любой другой. Это позволяло поместить сцену в любое место не только Земли или Галактики, но даже в несуществующие миры. Самое интересное в том, что более 100 лет назад люди поверили в поезд, а мы сейчас ищем огрехи графики и зеваем, когда огромный небоскреб падает в нашу сторону. Пришло время новых технологий. Может они что-то изменят?
Как снять кино
Ни для кого не секрет, что для съемки кино в наши дни нужно несколько составляющих. Первая, самая важная, это актеры и съемочная группа. Ее размер не так важен и может ограничиваться даже двумя-тремя людьми. Собственно, один держит камеру, второй находится в кадре. Еще одной важной составляющей является сценарий. Съемка без сценария это уже скорее блог, чем художественная работа.
Не обойтись в этом деле и без минимального бюджета. Авторское кино можно снимать буквально за копейки, но какие-то вложения все равно потребуются. Последней стадией будет монтаж. Снять кино в один кадр и без обработки не получится даже у самого большого мастера. Если все же он это сделает, основной идеей фильма будет не сюжет, а то, что такая съемка в принципе возможна. Завершить процесс создания фильма нужно будет раскруткой и привлечением зрителей.
Конечно, есть еще грим, организация съемок, проработка сценария и многое другое. Вообще съемка кино — это сложное дело, но выше перечислены этапы, без которых не обойтись даже в самом любительском кино, если оно претендует на художественность. А если картина должна стать зрелищной, нужна еще одна важная составляющая — спецэффекты.
Как сделать спецэффекты для фильма
Эффекты являются неотъемлемой частью любого большого кино. Они нужны не только в сценах, где происходят взрывы исторических достопримечательностей, падения самолетов, или где Человек-Паук летает над Нью-Йорком. Даже в обычных сценах, в которых люди просто ходят по городу, часто применяется так называемая «зеленка», или хромакей.
Согласно определению, хромакей — это технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. Она позволяет наложить человека или другие объекты на фон, который потом будет обработан и заменен на любой другой.
Кроме сцен, разворачивающихся в открытом космосе или в условном жерле вулкана, хромакей широко применяется для съемки городских сцен. Например, во время съемки футбольного матча нет смысла приводить на трибуны 80000 человек в атрибутике и платить за все это. Достаточно в первом ряду и на бровке поля посадить несколько реальных статистов, а остальное дорисовать на зеленом фоне.
Примеры использования хромакея:
Почему фильмы снимают на зеленом фоне
Как правило, во время съемки широко используется именно зеленый фон, но это не является константой, и его иногда меняют на другие варианты. Вторым по популярности является синий. Реже встречается красный фон.
Выбор цветов обусловлен минимальным присутствием в оттенках кожи человека зеленого и синего цветов. Благодаря этому замена фона по цвету получается более простой и, стало быть, качественной. В любом случае, при монтаже будет недостаточно просто нажать кнопку и заменить фон, как это делается при создании роликов на YouTube (хотя, тут тоже приходится поработать со светом и настройками). Нужно будет провести большой объем работы, чтобы все смотрелось естественно.
Самая сложная работа заключается в том, чтобы создать правильную перспективу. Предположим, на фоне фотообоев стоит человек. При смене точки обзора будет видно, что он сместился относительно фона, но перспектива фона не изменилась. Все это надо учитывать при монтаже сложных сцен, чтобы зритель поверил в происходящее и в такой легкий обман.
Как будут снимать кино в будущем
Мы живем в то время, когда каждая сфера нашей жизни в лучших традициях онтогенеза постоянно подвергается определенным метаморфозам. За редкими исключениями, которые каждый определяет для себя сам, это приводит к улучшению окружающего нас мира.
Так происходит и с кинематографом. Снимать кино в условиях экстремальной среды или несуществующего мира мы не можем. Даже выезжать всей съемочной группой с оборудованием в отдаленные уголки планеты видится достаточно сомнительным решением. При этом, если снимать в студии на хромакее, создатели не увидят готовую картину до окончания этапа монтажа и сведения картинок. А ведь иногда надо оценить игру актера не на бездушном зеленом фоне, а реальных условиях, прописанных в сценарии. Тут на помощь и приходят новые технологии.
Недавно, компании Epic Games и Unreal Engine представили свою разработку, которую можно считать новым этапом развития кинематографа в самом широком понимании этого слова.
Суть ее заключается в том, что вместо зеленого фона за актером ставятся LED-панели. Они и обеспечивают подбор фона в реальном времени. Получается, что уже на съемочной площадке вся группа может погрузиться в сюжет, а режиссер может сказать свое окончательное «Верю!», посмотрев сцену почти так, как ее увидит зритель. Без обработки, в реальности.
Кроме возможности демонстрации статичной или динамичной картинки, сразу на съемочной площадке система позволяет менять пейзаж за актером. В демонстрационном ролике показывается, как можно менять форму камней в пустыне или дополнять общую структуру фона.
Для таких изменений используются системы виртуальной реальности, позволяющие технику осмотреть изменения в режиме реального времени, погрузившись в созданный фон. Находясь «внутри», он может передвигать объекты и анализировать, как они будут смотреться под разным углом.
Кроме этого, для добавления или корректировки объектов можно использовать специальные планшеты с программным обеспечением, просчитывающие 3D-объекты различной сложности.
Как уже было сказано выше, картинку на фоне надо подстраивать для отображения правильной перспективы. В продемонстрированной системе предусмотрена и такая возможность. Фон сразу меняет свое положения на экранах, подстраиваясь под положение камеры относительно объекта съемки.
Реалистичность съемки можно оценить в начале ролика, который и демонстрирует новую технологию в кинематографе.
Все это очень интересно, и дает создателям будущих шедевров новые инструменты для самореализации. Главное, чтобы кино не становилось бездушной демонстрацией возможностей новых технологий, а оставалось именно искусством. Такая тенденция наметилась в последнее время, но многие авторы стараются ей противостоять, продолжая гнуть свою творческую линию. Например, в фильме Интерстеллар, даже несмотря на фантастичность сюжета, почти не применяется компьютерная графика. Все объекты снимали в настоящих декорациях и на фоне макетов кораблей.
А еще, давайте каждый комментарий начинать с названия своего любимого фильма. Это хороший шанс высказать свое мнение. Вот мне, например, нравятся фильмы «Военный ныряльщик» и «Угнать за 60 секунд». Ваша очередь!