В сентябре прошлого года Илон Маск (Elon Musk) в ходе презентации аккумуляторных ячеек типоразмера 4680 заявил, что они позволят в течение трёх лет вывести на рынок компактный электромобиль стоимостью около $25 000, а позднее стало известно, что его разработка ведётся в Шанхае. Один из китайских блогеров теперь сообщает, что прототип такого электромобиля уже готов, опытное производство будет запущено до конца года.
Как отмечает китайский источник, Tesla уже сформировала пул поставщиков компонентов для производства бюджетной модели. Рассчитывать на скорое появление серийной версии, как подчёркивает Electrek, в сложившихся условиях достаточно сложно. На недавней отчётной конференции Tesla призналась, что не успевает наладить производство использующих ячейки типа 4680 электромобилей Cybertruck и Semi в достаточных количествах до конца этого года.
Кроссоверы Model Y техасской и немецкой сборки тоже должны использовать ячейки типоразмера 4680 и структурный аккумуляторный блок, но сейчас компания может получать такие батареи только от сторонних поставщиков, либо со своей опытной линии в Калифорнии, мощности которой не так велики. Снабжать Tesla ячейками типа 4680 готовы LG Energy Solution, Samsung SDI и Panasonic, но массовые поставки будут развёрнуты только к 2023 году.
Получается, что в ближайшие пару лет Tesla не сможет рассчитывать на изобилие элементов типа 4680, создающее благоприятные условия для появления серийного электромобиля стоимостью $25 000. Можно не сомневаться, что его производство будет налажено в Китае, поскольку этот рынок очень важен для Tesla, а конкуренция на нём одна из самых сильных. Для Европы компания тоже планировала создать электромобиль компактных размеров, но будет ли он перекликаться с китайской моделью, пока сказать сложно. В минувшем квартале шанхайская площадка Tesla стала крупнейшим экспортёром электромобилей, поскольку американские предприятия компании работают на удовлетворение спроса преимущественно на внутреннем рынке. Участие компании CATL в производстве батарей типа 4680 могло бы существенно облегчить задачу создания доступного электромобиля, ведь сейчас именно аккумуляторами этой марки на основе фосфата железа оснащаются базовые версии Tesla Model 3 китайской сборки, и они имеют возможность дешеветь, а не дорожать.