Японские ролевые игры всегда занимали особое место в моём сердце. С теплом вспоминаю школьные годы, когда по вечерам с головой уходил в замечательные JRPG вроде Star Ocean: The Second Story, Tales of Destiny и Final Fantasy VII. Но особняком на фоне остальных игр всегда стояла серия Persona. Мрачные истории о современных японских школьниках, противостоящих древним демонам и своим внутренним страхам, очаровывали и манили, выгодно отличаясь от уже набивших оскомину сюжетов про сказочное средневековье. Сегодня я бы хотел рассказать вам о пятой номерной игре этой великолепной франшизы, которая является эксклюзивом игровых консолей PlayStation 3 и PlayStation 4. Честно говоря, мне сейчас даже немного не по себе от того, как много я должен вам рассказать об этой игре, настолько она огромна и комплексна.
Первая игра серии Persona появилась на свет в 1996 году, как спин-офф другой популярной японской франшизы – Shin Megami Tensei. Сюжет её рассказывал о группе старшеклассников из вымышленного японского города Микаге-тё, ставших свидетелями серии сверхъестественных происшествий. Благодаря стечению необычайных обстоятельств главные герои открывают в себе способность призывать в наш мир потусторонних сущностей «Персон», являющихся воплощением их внутреннего мира. Персоны помогают своим хозяевам защитить родной город от нашествия злобных демонов, а также разобраться в самих себе.
Игра оказалась настолько необычной, что была очень тепло принята игровой прессой и в одночасье сделалась хитом. Многие называли её «совершенно другой RPG» и «настоящей жемчужиной библиотеки консоли PlayStation». Продажи Revelations: Persona за первый год в одной только Японии составили около 400 000 копий, что для 1996 года было просто великолепным результатом. Это послужило весомым поводом для разработки нескольких продолжений. Тремя годами спустя вышла Persona 2: Innocent Sin, а ещё через год — Persona 2: Eternal Punishment, продолжающая историю сиквела.
Вышедшая для консоли PlayStation 2 игра Persona 3 (2006) совершила своеобразную революцию в серии. Кардинально изменился визуальный стиль, течение времени теперь влияло на игровой процесс, а также впервые была представлена система Social Links. Она позволяла персонажам общаться друг с другом, укрепляя их дружеские отношения и, тем самым, усиливая их Персон. В какой-то момент вы даже могли вступить в романтическую связь с одним или несколькими женскими персонажами. Следующая игра Persona 4 (2008) усовершенствовала уже существующие механики и в очередной раз закрепила за серией одну из лидирующих позиций в жанре.
Пятую по счёту игру основной серии пришлось ждать очень долго. С момента выхода Persona 4 прошло 8 лет. Счастливые жители Страны восходящего Солнца наслаждаются Persona 5 ещё с осени прошлого года, в то время, как остальному миру пришлось ждать апреля 2017-го. Но такова судьба многих японских проектов, ведь локализация столь огромной и насыщенной диалогами игры на несколько языков – дело непростое. Режиссёром проекта в очередной раз стал Кацура Хасино, который руководил разработкой номерных частей серии, начиная с Persona 3, а также приложил свою руку к великолепной на мой взгляд игре Catherine. Как мне кажется, эта игра стала его лебединой песней, воплощением всего того, о чём он когда-либо мечтал. Как это ни грустно, после релиза Persona 5 режиссёр сделал официальное заявление о передаче серии в руки молодых разработчиков. Сам же Хасино планирует заняться совершенно другими играми.
В основе философии игр серии Persona лежат учения знаменитого швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Именно его толкование архетипических образов, психологических типов, а также теория о коллективном бессознательном позволила японским разработчикам из студии Atlus сделать мир игры настолько глубоким, мрачным и, в то же время, затрагивающим множество актуальных проблем современного общества. В третью игру серии разработчики даже включили краткий курс лекций, рассказывающий игрокам о том, какое огромное влияние оказал Карл Юнг на становление современной аналитической психологии. В своё время я с огромным удовольствием прослушал это необычное и крайне поучительное «приложение» к игре, благодаря чему открыл для себя немало нового.
В центре сюжета Persona 5 история безымянного молодого человека (назовём его Протагонистом, так как игрок самостоятельно выбирает имя главного героя) из небольшого провинциального городка. Возвращаясь вечером домой, он пытается защитить женщину от пристающего к ней пьяного мужчины, но тот оказывается высокопоставленным чиновником. По ложному обвинению в нападении на человека нашего героя исключают из школы и переводят учиться в город Токио, где на протяжении испытательного срока за ним обязуется присматривать владелец небольшого кафе LeBlanc и друг его семьи Содзиро Сакура. Малейшее подозрение в нарушении закона и главному герою будет грозить уже реальный срок, ведь в Японии уголовная ответственность начинается с 14 лет. Протагонист поселяется на чердаке кафетерия и пытается привыкнуть к новой для себя обстановке, ведь в Токио ему предстоит провести без малого год. Он ездит на метро в свою новую академию, пытается прилежно заниматься и не думать о том, насколько несправедливо обошлась с ним судьба.
И всё бы ничего, но постепенно он понимает, что в академии происходит что-то очень нехорошее. Что-то такое, на что закрывают глаза директор и члены родительского комитета. Оказывается, здешний физрук Сугура Камосида, в прошлом золотой олимпийский чемпион по волейболу, держит в страхе всю академию, издевается над членами волейбольной команды и сексуально домогается молоденьких школьниц. Руководство закрывает глаза на периодически всплывающие нарушения, ведь Камосида отлично справляется со своими основными обязанностями и уверенно ведёт школьную волейбольную команду к победе в крупном национальном чемпионате. А то, что его подопечные регулярно избиваются и подвергаются унижениям во время тренировок – мало кого интересует.
Главный герой заводит дружбу с местным хулиганом Рюдзи Сакамото, а также знакомится с очаровательной блондинкой Анн Такамаки, обязанной своей необычной внешностью тому факту, что на одну четверть она является американкой (среди чистокровных японцев не встречаются люди со светлыми волосами). Несмотря на то, что Анн подрабатывает фотомоделью и является объектом обожания мужской половины учащихся академии, друзей у неё практически нет, а тренер Камосида с помощью шантажа пытается склонить её к сексуальным отношениям. Втроём подростки пытаются противостоять школьному тирану, и эта совместная борьба крепко сплачивает эту небольшую компанию изгоев.
Традиционно для игр серии, главный герой во время сна оказывается внутри таинственной «Бархатной комнаты». Это пространство, заключённое между сознательным и подсознательным, хозяином которого является сверхъестественное существо по имени Игорь. Жуткий старик с длинным носом предлагает Протагонисту свою помощь в решении его проблемы и обещает наделить того невероятной силой, с помощью которой можно будет защитить себя и своих друзей. На утро герой обнаруживает на своём смартфоне необычное приложение Metaverse Navigator, появляющееся на рабочем столе снова и снова, даже если его удалить. Оказывается, это приложение позволяет людям путешествовать в так называемую «Метавселенную» — другое измерение, посредством которого можно проникать в подсознание людей и влиять на их поведение.
Разумеется, наши герои немедленно отправляются навстречу неизведанному, чтобы попытаться изменить отношение школьного тирана к окружающим людям. Оказалось, что в альтернативной реальности тренер Камосида представляет себе, что академия является его личным королевским замком, а её учащиеся – всего лишь рабы, выполняющие любые капризы своего монарха. Исследуя закоулки подсознания тренера, герои освобождают из темницы странное существо по имени Моргана, внешне напоминающее кота. Моргана объясняет им, что для успеха миссии им нужно похитить «сокровище» Камосиды, спрятанное глубоко в его сердце. Сокровище – некий условный предмет, с которого началось искажение личности Камосиды. Это позволит вернуть зарвавшегося преподавателя в чувства и заставит его публично раскаяться в своих многочисленных злодеяниях. Именно в этот момент у наших героев рождается идея создания группы «Фантомные похитители сердец» (или просто «Фантомы»), основной целью которой станет борьба с опасными преступниками внутри их подсознания ради блага человечества.
Игровой процесс, как и в предыдущей части игры представляет собой японскую ролевую игру, скрещенную с симулятором свиданий, и дополненную мелкими вкраплениями в виде многочисленных мини-игр. Ход времени в игре покажется крайне необычным для тех, кто раньше не был знаком с серией: главный герой должен прожить в Токио чуть менее года, и за каждый из отведённых ему дней он может совершить ограниченное количество действий. Именно поэтому нужно заранее планировать своё расписание таким образом, чтобы максимально эффективно распорядиться свободным временем. В меню игры есть даже специальный календарь, подсказывающий игроку, какие события случатся в ближайшие дни, чтобы не забыть о них. Очень важно помнить, что, если герои отправляются в подсознание какого-либо преступника, у них на это отведено определённое количество дней. Не укладываетесь в поставленные сроки – игра заканчивается. Persona 5 готовит из вас первоклассного специалиста по тайм-менеджменту, хотите вы этого или нет. В ходе выполнения миссий по преображению злодеев можно свободно возвращаться из Метавселенной обратно в реальность, чтобы пополнить запасы предметов и подлечиться, а на следующий день вновь продолжить исследование лабиринтов подсознания.
Ролевая составляющая выглядит вполне традиционно для японских видеоигр. Отправляясь в Метавселенную, наши герои попадают в так называемые «дворцы» — искажённые внутренние миры, которые злодеи возводят в своём подсознании. Дворцы представляют собой аналоги традиционных подземелий из других ролевых серий, с тем лишь отличием, что каждый из них выглядит крайне экстравагантно. Например, у криминального авторитета, торгующего наркотиками и сделавшего личную наживу целью всей жизни, внутренний мир выглядит, как гигантский банк с огромным подземным хранилищем, а у пожилого художника-плагиатора, эксплуатирующего своих учеников, выдавая их работы за свои собственные, дворец представлен в виде картинной галереи. Каждый дворец разбит на условные зоны, каждая из которых содержит так называемую «Безопасную комнату», где игрок может отдышаться после многочисленных битв с противниками и сохранить прогресс прохождения. Да, сохраняться здесь можно лишь в тех местах, где вам гарантирована безопасность. Пережиток прошлого, от которого многие японские разработчики пока ещё не готовы отказаться.
Зато дворцы больше не являются случайно генерируемыми подземельями, собранными из одинаковых прямых коридоров и безликих комнат. Теперь каждый дворец по-настоящему уникален, он состоит из многочисленных уровней, содержит в себе кучу секретов и обладает индивидуальным дизайном. Время от времени на вашем пути будут встречаться головоломки. Очень впечатлил меня пазл, когда команде героев пришлось очутиться внутри оживших картин в художественной галерее. Оказавшись внутри произведений живописцев, нужно было найти правильный путь, тем самым преодолев, казалось бы, тупиковое помещение. Дворцы, как я уже говорил, олицетворяют души особенно опасных преступников или же людей с невероятно мощным искажением внутреннего мира. Но ведь есть ещё и коллективное бессознательное, и оно в игре представлено практически бездонным подземельем под названием Mementos, очень похожим на токийскую подземку. Вот оно как раз генерируется случайным образом, как и в предыдущих играх серии. Команда Фантомных похитителей сердец спускается в «Мементос» для того, чтобы расправиться с мелкими жуликами, заполучить редкие сокровища или же просто подкачаться. Передвигаться по этому подземелью можно на микроавтобусе, в который умеет превращаться Моргана (прямо как кот-автобус из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»).
В игре присутствуют элементы стелс-механики. Каждый дворец имеет собственную «Степень тревоги». Как только враг замечает вас, он поднимает тревогу и счётчик растёт на 10%. Как только счётчик доползёт до 100% — вас автоматически вышвырнет из Метавселенной в обычный мир, таким образом вы потеряете целый день впустую. Если не попадаться врагам на глаза, тревога постепенно уменьшается, прямо, как в Metal Gear Solid. Но оптимальной тактикой будет нападение на врагов из-за угла или со спины. Тем самым вы обескураживаете их и получаете возможность нанесения первых ударов в бою. Если же противник нападает на вас первым — быть беде. Вы рискуете быть атакованы вне очереди, что отрицательно скажется на вашем уровне здоровья. На врагов можно прыгать с возвышенностей и обходить их сзади при помощи вентиляционных шахт. Будучи дома, главный герой может изготавливать для себя всевозможные вспомогательные предметы, позволяющие на время стать невидимым для противников или же снизить уровень тревоги. Изготовление таких предметов отнимает много времени, но в итоге сполна окупается в деле. Также у главного героя есть способность «Третий глаз», позволяющая ему видеть скрытые проходы и важные объекты в обоих мирах, что является крайне полезным навыком.
Боевая система игры, что ничуть не удивительно, основывается на Персонах – воплощении личности человека, вырывающееся из него наружу в форме некоего могущественного существа. У каждого из главных героев рано или поздно происходит переломный момент, когда они осознают, что на самом деле подавляют в себе большую часть эмоций, и вот тогда на свет и появляется их альтер-эго Персона. Каждая персона прокачивается параллельно со своим хозяином, получая новые боевые навыки, пассивные перки и магические заклинания. У Персон есть фиксированное количество ячеек под умения, поэтому, когда все они окажутся заполнены, вам придётся выбирать, от какого навыка следует избавиться, чтобы поставить на его место новый. Посещая «Бархатную комнату», вы сможете скрещивать Персон между собой, получая совершенно новых существ, при этом, часть навыков «родителей» по вашему выбору будет унаследована гибридом.
Дворцы Метавселенной охраняются «Тенями» — порождениями негативных человеческих эмоций. Тени, по сути, являются антиподом Персон и олицетворяют собой всё жестокое, бесчеловечное и отвратительное, что только можно встретить в подсознании человека. В определённый момент боя главный герой может вступить с тенью в переговоры, тем самым переманив её на свою сторону и превратив в личную Персону. Если же ещё одна Персона в коллекции вам не нужна, можно просто развести Тень на деньги или особо ценный предмет. Многие Тени охотно идут на диалог — их прямо хлебом не корми, только дай поболтать о жизни. Они оценивают вашу жизненную позицию, пытаются понять, насколько вы умный и смелый человек, прежде чем соглашаются встать на вашу сторону. Следует иметь в виду, что если уровень Тени выше уровня главного героя – союз заключить не получится. Эта уникальная механика впервые появилась в самой первой игре серии ещё в 1996 году.
Во время пошагового боя каждый член команды может атаковать Теней с помощью холодного оружия, расстрелять его из огнестрельного оружия (патроны быстро заканчиваются и восполняются лишь после возвращения в реальность), применять предметы, вставать в защитную стойку или вызывать Персону, используя один из её магических навыков. У каждого противника есть определённые сильные и слабые места. Например, он может оказаться устойчив к холоду, но уязвим к радиации (да, в этой игре есть элемент «радиация»). Использовав радиоактивную атаку, можно сбить врага с ног, тем самым получив возможность нанести повторный удар, передать право хода другому персонажу или же атаковать неприятеля сразу всеми персонажами, что гарантирует высочайший урон. Впрочем, именно в секунды слабости врага вы можете вступить с ним в переговоры. В любое время битвы при помощи специальной команды вы можете открыть экран, где отобразятся слабые стороны стоящих перед вами монстров, при условии, что ранее вы уже их обнаружили. Для пущего удобства, напротив магических атак Персон также будет появляться надпись Weak, подсказывающая, что именно эта магия особенно эффективна против конкретного врага.
А уж сами Тени и Персоны в игре просто на загляденье. Разработчики много лет черпают вдохновение в мифологии и легендах разных народов мира, поэтому вы встретите огромное количество всевозможных демонов, божеств и даже героев городских легенд из Египта, Скандинавии, Японии, Великобритании и других стран. Здесь рядом со знаменитыми Зорро и Робином Гудом можно встретить Шиву и Одина. Есть и крайне колоритные личности вроде Адского байкера (неприкрытая отсылка к «Призрачному гонщику») или Кота-Сёгуна по имени Мао. Причём у каждого из этих персонажей есть небольшая биография, которую интересно прочесть просто для собственного образования. Периодически в игре встречаются откровенно нелепые и даже вызывающие чудовища, вот взять хотя бы демона-искусителя Мара из буддистских мифов, который напоминает мужской половой орган, рассекающий на колеснице. Разработчики старались ничем не стеснять свою творческую фантазию и у них есть на это полное право, ведь игра снабжена шильдиком «18+». Взрослые темы в игре и правда затрагиваются сплошь и рядом: это всевозможные преступления, убийства, торговля наркотиками, сексуальное насилие, коррумпированные политики, манипулирование общественным мнением через СМИ и многое другое. Но не подумайте, что игра из-за этого становится депрессивной – вовсе нет, она способна отлично развлечь взрослого думающего человека и научить его многому новому.
По будням главный герой учится в академии, а после учёбы у него появляется свободное время, которым можно распорядиться на своё усмотрение. Можно, конечно, отправиться в Метавселенную и попробовать разобраться с очередным криминальным авторитетом, а можно вместо этого сходить с друзьями в кафе и набить живот вкусными бургерами, суши или лапшой «рамэн». Вы также можете отправиться в зал аркадных автоматов, на рыбалку, поиграть в бейсбол, устроить себе грандиозный шопинг-тур, отдохнуть в общественной бане или просто сходить в кинотеатр на новый фильм. А можно и вовсе устроиться на подработку в какую-нибудь закусочную или ночной бар, чтобы подзаработать деньжат. Все эти занятия приносят вам определённую пользу. У главного героя в дополнение к основным боевым параметрам есть несколько социальных характеристик. Это «Знания», «Харизма», «Доброта», «Смелость» и «Сноровка». В бою эти характеристики вам вряд ли пригодятся, зато помогут наладить отношения с некоторыми персонажами игры, которые впоследствии сильно помогут вам при прохождении «лабиринтов разума». Чтобы повысить знания вам придётся прилежно учиться в школе и как можно чаще оставаться после занятий в школьной библиотеке, а на доброту влияет отношение к окружающим и даже то, как часто вы ухаживаете за своим комнатным растением. Каждый социальный параметр в ходе игры можно прокачать до максимальных пяти пунктов.
Изначально карта Токио, по которой перемещается главный герой игры, ограничивается двумя районами и академией, где он учится. Но по ходу игры вам будут открываться всё новые и новые локации, где можно найти дополнительные развлечения или просто затусить там со своими друзьями. Вам удастся побывать в легендарных районах Синдзюку и Сибуя, посетить мечту всех гиков – квартал Акихабара, взобраться на токийскую телевизионную башню, побывать на настоящем японском пляже, отведать лакомств в самых известных закусочных города и даже посетить древний храм. Многие реально существующие улочки и переулки Токио были с любовью перенесены в игру художниками Atlus, да так хорошо, что порой их от фотографии не отличишь. Разблокируются новые локации либо автоматически по мере развития основного сюжета, либо после того, как вы прочтёте туристическую брошюру для гостей города, купленную в одном из книжных магазинов. Да, за чтение книг в этой игре вы будете вознаграждены не только дополнительными очками знаний, но и новыми локациями. На гаражной распродаже главный герой может приобрести себе старенький кинескопный телевизор, DVD-проигрыватель, сломанный ноутбук (который затем можно отремонтировать при наличии подходящих инструментов и деталей) и даже пыльную игровую приставку на картриджах. Исследовать мир Persona 5 безумно интересно, ведь даже спустя десятки часов игры он продолжает удивлять вас новыми открытиями.
Серия Persona всегда нравилась мне своей поучительностью. Как я уже упоминал выше, разработчики постоянно учат игроков чему-то, раскрывают новые грани вполне привычных вещей. Persona 5 не стала исключением из этого правила. На занятиях в школе учителя то и дело будут задавать вам каверзные вопросы, как по тематике своих предметов, так и на отдалённые от них темы. Вот вам пример: «Как думаете, почему футбольные мячи обладают привычной всем нам чёрно-белой раскраской?». Я ответа на этот вопрос не знал. Оказалось, что сделано это было затем, чтобы мяч был пёстрым и контрастным, и его хорошо было видно на экранах старых чёрно-белых телевизоров. На столе в кафе LeBlanc в некоторые дни месяца можно найти журнал для бариста, в котором регулярно публикуют кроссворды исключительно про кофе. Кажется, что после этой игры я знаю о кофе буквально всё. Но это лишь вершина айсберга, ведь каждые несколько месяцев в академии будут проходить экзамены и вам придётся отвечать на ряд вопросов, основывающихся (но не повторяющихся!) на уже изученных вами темах. На самом деле всё это крайне интересно и необычно. Другой такой серии видеоигр в мире на сегодняшний день просто не существует.
Система «Социальных связей» позволяет главному герою сблизиться с остальными персонажами. Степень близости измеряется по шкале от 1 до 10. Отношения можно строить не только с членами группы «Фантомы», но и с различными NPC, встречающимися вам на улочках Токио. И каждое новое знакомство в этой игре очень важно. Регулярно проводя время с товарищами, внимательно выслушивая их и поддерживая в трудную минуту, главный герой лучше узнаёт друзей и, что немаловажно, учится новым трюкам. Пожилой политик, выступающий по вечерам на одной из площадей Токио, рассказывает Протагонисту, что 20 лет назад его выгнали из Парламента, обвинив в коррупции. С тех пор он стал другим человеком, пересмотрел свои взгляды на многие вещи, и теперь готов служить обществу с полной самоотдачей. Развивая социальную связь с ним, главный герой постигнет основы ораторского мастерства, благодаря чему сможет более эффективно вести переговоры с демонами в Метавселенной, получая максимум выгоды от каждой такой беседы. Владелица частной клиники предложит главному герою принять участие в клинических испытаниях её новой вакцины. За это она будет продавать вам полезные в бою медикаменты за полцены.
Я не просто так ранее упомянул, что Persona 5 кроме всего прочего является ещё и симулятором свиданий. В какой-то момент ваших отношений с представительницами противоположного пола, можно будет вступить с ними в романтические отношения. Нет, не подумайте ничего такого. В этой игре нет откровенных постельных сцен, как в том же Mass Effect или The Witcher 3. Всё очень романтично и по-доброму, аж тепло становится на душе. Вы вольны крутить романы как со школьницами из академии, так и просто со знакомыми девушками и даже с взрослыми женщинами. Например, можно будет влюбить в себя молодую учительницу, журналистку-алкоголика или врача частной клиники. Это разблокирует ряд очень забавных романтических сцен, которые обязательно стоит увидеть. Можно параллельно крутить романы сразу с несколькими барышнями, однако ничего хорошего это вам не сулит, так как в какой-то момент игры они могут друг о друге узнать и закатить вам истерику. Не забывайте дарить своим избранницам подходящие им по интересам подарки. Журналистка придёт в восторг, если подарить ей новый цифровой фотоаппарат, а фотомодель Анн, пока никто не видит, любит трескать разные сладости.
Разработчики интегрировали в Persona 5 облачные технологии. Когда вы сохраняете своё прохождение в отдельный слот внутренней памяти консоли, вы можете продублировать получившийся файл в облачное хранилище компании Atlus, где оно будет храниться даже в том случае, если ваша консоль вдруг сломается и из неё невозможно будет извлечь данные. Также во время поединков против демонов могут случаться непредвиденные опасные ситуации. В этом случае вы сможете запросить поддержку других реальных игроков. К их помощи можно прибегать не слишком часто, поэтому особо на эту халяву не рассчитывайте и учитесь стоять за себя. Но само наличие подобной возможности приятно. Нечто подобное мы видели в переиздании предыдущей игры Persona 4 Golden для карманной консоли PlayStation Vita. Ещё одной полезной функцией является возможность просмотра статистики поведения других игроков. Просто нажав на сенсорную панель контроллера DualShock 4, вы увидите, чем занимались в этот же самый день другие обладатели игры.
Графически Persona 5 выглядит просто отлично. Нет, это не сверхреалистичный проект, а просто жутко стильная игра в исключительно японском стиле. Всё очень ярко, сочно, красиво и наполнено деталями. И слово «стиль» при описании Persona 5 хочется использовать постоянно. Дизайнер Наоя Маэда вместе с художниками Масаёси Суто и Сигенори Соэдзима проделали просто титаническую работу. Всё в игре настолько виртуозно исполнено, что претензий по поводу графической составляющей не возникает ровным счётом никаких. Причём проект выглядит одинаково эффектно как на PS4, так и на консоли предыдущего поколения – PS3. Но больше всего меня, почему-то, впечатлил игровой интерфейс. Он невероятно эффектный, анимированный, и даже по-своему живой. Я привык, что в JRPG после битв нам показывают текстовую статистику о полученном опыте, деньгах, заработанных уровнях и полученных новых навыках. Но даже эту скукотищу создатели Persona 5 превратили в торжество стиля! Главный герой после окончания битвы бежит по экрану, что-то где-то взрывается, бабахает, повсюду спецэффекты, атмосфера праздника, и под шумок вам сообщают полезную информацию. И только таких вот анимированных заставок после победы над противниками существует несколько штук. Каждое меню в игре выполнено с невероятной любовью. Нарисованные портреты персонажей во время диалогов поражают детализацией. А дополняют картину замечательные анимационные ролики, созданные художниками знаменитой студии Production I.G., подарившей нам такие шедевры, как Ghost in the Shell, Jin-Roh, Blood: The Last Vampire и другие.
В Persona 5 отличный юмор. Яркие и эмоциональные диалоги между персонажами не раз заставят вас улыбнуться, а некоторые комичные сцены рассмешат даже самых чёрствых игроков. Но на этом фантазия разработчиков не заканчивается. Фильмы и телесериалы, демонстрирующиеся в кинотеатрах, и доступные в прокате DVD пародируют реально существующие произведения вроде «Пила», «Полицейский из Беверли Хиллз», «Секретные материалы», «Миссия невыполнима», «Миллионер из трущоб», «Назад в будущее» и многие другие. При этом их названия сильно искажены, сюжеты исковерканы, а персонажи переименованы, что делает их максимально комичными. Пошлые шуточки в игре хоть и встречаются время от времени, но они безобидны и не переступают границ разумного. Лично меня очень повеселило отношение разработчиков игры к сексуальным меньшинствам. В квартале красных фонарей вы можете натолкнуться на двух геев, которые откровенно высмеиваются по ходу сюжета. Но высмеиваются так, знаете, без агрессии, по-доброму. Многие западные СМИ немедленно раскритиковали игру за подобное отношение к людям с нетрадиционной ориентацией, а лично меня это крайне позабавило. Слишком уж толерантным стал мир в последние годы. Куда ни плюнь, чьи-то чувства оскорбишь. Ребята из Atlus никого не боятся и ни под кого не прогибаются, и это, на мой взгляд, делает им честь.
Продолжительность игры просто невероятна. Она вышла в начале апреля, а прошёл я её лишь к началу мая. На прохождение у меня ушло около 110 часов, и для этого мне приходилось играть в Persona 5 практически ежедневно по несколько часов к ряду на протяжении месяца. Это было просто замечательное время, но не подумайте, что у игры нет недостатков. Они есть. Например, порой меня сильно раздражало то, что игра перехватывала у меня управление и на протяжении нескольких игровых дней не давала возможности принимать решения самостоятельно. Особенно обидно было, когда из-за подобного расклада я упускал возможность вовремя вернуть в прокат взятый там DVD-диск с фильмом или не мог разгадать очередной еженедельный кроссворд просто потому, что мой персонаж «по ходу сюжета» сильно устал и должен был сразу отправляться спать. И вот так по нескольку дней. Впрочем, это сущие мелочи, если противопоставить их огромному перечню плюсов Persona 5.
Музыку для Persona 5 написал композитор Сёдзи Мегуро, на протяжении двадцати лет создающий музыкальное сопровождение для этой и нескольких других серий компании Atlus. Вокальные партии на английском языке записала южнокорейская исполнительница Lyn. В саундтреке переплетаются джаз, соул, рок, хип-хоп, электроника и несколько других жанров. Музыкальное сопровождение насчитывает аж 110 разных треков, правда вот большую часть игрового времени вы будете слышать всего несколько из них, отчего часу к 50-му игры они начнут вам надоедать. Это, к сожалению, неизбежность, с которой рано или поздно сталкивается любой проект с такой огромной продолжительностью. Качество саундтрека, к счастью, вопросов не вызывает. Впрочем, у меня не возникло претензий и к озвучке. Несмотря на то, что вы можете включить оригинальный японский звук, я решился пройти игру с англоязычной озвучкой и не пожалел. Американские актёры очень старались и справились с поставленной задачей «на отлично»!
Плюсы:
- Лихо закрученный взрослый сюжет с множеством неожиданных поворотов.
- Прекрасно прописанные персонажи, к которым быстро привязываешься.
- Возможность крутить романы с представительницами прекрасного пола.
- Игра затрагивает множество злободневных тем и поднимает серьёзные вопросы.
- Великолепная боевая система, полная различных механик и нюансов.
- Шикарные Персоны, вышедшие из мифологии и легенд разных стран мира.
- Яркая привлекательная графика и просто невероятно крутой интерфейс.
- Игра не только увлекательна, но ещё и поучительна во многих отношениях.
- Persona 5 является прекрасным гидом по современной японской культуре.
- Множество интересных мини-игр, которыми игрок может развлечь себя.
- Интересные битвы с боссами, каждая из которых не похожа не предыдущую.
- В игре отличный юмор, который не скатывается в тупость или пошлость.
- Замечательный саундтрек и озвучка персонажей на двух языках.
- Умело интегрированные в игру облачные технологии.
Минусы:
- Иногда игра беспардонно и надолго перехватывает у вас управление.
- Часто повторяющаяся музыка спустя десятки часов всё-таки надоедает.
- Порой я жалел, что в игре нет функции автоматического сохранения.
Persona 5 – великолепный подарок поклонникам серии к её 20-летию. Если вы всё ещё не знакомы с этой вселенной, данная игра предоставляет отличную возможность приобщиться к ней. История захватывает с первых минут и держит в напряжении до самого конца, периодически выдавая такие «твисты», что ты приходишь в неописуемый восторг. Персонажи прописаны настолько виртуозно, что игрок быстро с ними сближается и буквально влюбляется в их внутренний мир. Замечательная боевая система, огромное количество уникальных Персон, отлично проработанные уникальные «подземелья», множество головоломок и мини-игр, добрый юмор и море подростковой романтики – всё это позволяет раствориться в Persona 5 на десятки и сотни часов. Ставлю игре 9 баллов из 10 и мысленно готовлю себя к тому, что продолжения этой замечательной серии придётся ждать ещё несколько лет.